?

Log in

Previous Entry | Next Entry

  
 Уже давно не для кого не секрет, что несвижский замок находится в стадии комплексной реставрации, видимо, самой крупной с середины 19 столетия. Больше десяти лет прошло с момента начала этого процесса, несколько лет назад, для посетителей был открыт первый пусковой комплекс--библиотека и архив: помещения в общем-то строгие по отделке и скромные по экспонатам. Остальной замок пока что закрыт для посторонних. Думаю, не только люди, интересующиеся процессом реставрации, но и обычные туристы сгорают от любопытства, что же происходит в тех самых "запертых комнатах", последние годы, ведь их открытие постоянно переносится. Оно и понятно: вторая пусковая очередь--это ряд репрезентативных зал, должных показать туристу богатство и могущество княжеского рода. И тем более подогревает интерес поскорее увидеть результат работы множества специалистов. Я сам давно хотел взглянуть на то, каким же стал замок изнутри, и вот позавчера наконец попал "за кулисы" реставрации, чтобы сделать несколько фотографий и показать вам то, что пока скрыто за запертыми дверями и пока еще нигде не публиковалось. Скажу сразу, до конца еще далеко, работы в самом разгаре, а уже готовые залы пока еще пусты и ждут экспонатов. Здесь еще не расставлена мебель, со светильников не сняты чехлы, картины не заняли свое место в нишах панелей и на стенах, а по зеркально блестящему паркету страшно идти, боясь поцарапать. Всюду смесь запахов красок, лака, свежего дерева, а в реставрируемых залах суетятся рабочие, мастера и специалисты всевозможных отделочных специализаций. Итак, проходим через ограждения, запрещающие таблички--прямо в центральный вход  дворца--в самое сердце замка.
По большой, знакомой еще по санаторию двухмаршевой лестнице поднимаемся на второй этаж, в большие сени. Эта часть замка  вместе с примыкающей к сеням анфилады "покоев князя и княгини" рассчитана на третью очередь замка, поэтому здесь еще все в процессе, лежат стройматериалы и не завершена отделка.
   
 
      
А вот как выглядели сени при Радзивиллах примерно сто лет назад.
  

   
А вот так все выглядело в начале реставрации.
   

       
Через "звездную" комнату, где еще трудятся реставраторы, восстанавливая на печи рисунок раздивилловского орла
   
         
вот по этой старой фотографии
   
 
  
переходим в большой столовый или каминный зал. Он полностью готов для посетителей. Не хватает только начинки: мебели, картин, подсвечников. Интересно, что под слоем старой советской краски обрамление каждой панели инкрустацией оказалось с совершенно разным(!) узором. А теперь посчитайте количество панелей во всей этой анфиладе. 
       

   
А вот как это выглядело при Радзивиллах. Обратите внимание на аутентичный паркет.
   
  
      
                  
 
  
 
    
    
Так  здесь было до реставрации (фото http://plaschinsky.livejournal.com/105291.html)
   
По анфиладе переходим в малый столовый зал. 
   

  
Возле этой печи некогда стоял мой столик, за которым я вкушал санаторскую пищу в далеком 1996 году в свой первый заезд.
   

  
А когда-то, давным давно здесь было так.
     

    
а потом вот так
  
 
      
Вид зала до реставрации
   

  
За малым столовым переходим в белый бальный зал.
    
        
  Давным-давно
  

       

   
И до:

  
    
         
Выходим на лестницу
  
    
Впереди ресторан и гостиница. Именно здесь были найдены великолепные фресковые росписи 18 столетия. Причем, один фрагмент ранних, милитаристических, а другой--очень популярных в 18 веке с китайскими мотивами. Лично мне этот зал понравился больше всех--ведь именно в нем, в отличие от предыдущих залов, созданных во второй половине 19 века чувствуется неповторимый дух века восемнадцатого, во время которого замок был на пике богатства и славы своех хозяев. Жаль, что росписи были найдены уже после того, как в нем был распланирован ресторан. Можно было бы создать здесь оригинальный oriental-зал, но...
      
  

   

  

  

   
Интересный момент подачи росписей: кое-где они частично выступают из-под штукатурки демонстрируя первичную сохранность. Утерянные фрагменты нанесены штрихами.
    
            
      

       

  

     
Не удержался и сделал небольшое видео ресторана.
      
 
                   
Итак, входим на парадную лестницу. Во времена санатория при взгляде на эти росписи меня все время смущал верхний рад персоналий, изображенных на них: Невский, Суворов, Кутузов. Уж как-то не вязались эти люди с историей замка и Радзивиллами. Скорее, наоборот :) Интуиция меня не подвела. Российские полководцы оказались порождением фантазии безымянного советского художника. Сравните, что оказалось под его мазней.
        
  
А вот что было
              

(фото http://plaschinsky.livejournal.com/105291.html)
                              
     
Вверху виден край живописной картины: "Богиня Леда и амуры". Она пострадала от действия воды при пожаре 2003 года, а  теперь отреставрирована, но пока закрыта полупрозрачной защитной пленкой.
 
  
                
По этой лестнице попадаем в самый большой зал в центре дворца -- ранее Золотой, потом Охотничий, Танцевальный и т.д. Теперь он белый. Здесь еще вовсю идут отделочные работы. 
  
                  

                        
              

               
Проходим через несколько неоконченных комнат, где трудятся рабочие и попадаем ... в Гетманский или Вишневецкий зал. Здесь еще вовсю кипит работа, поэтому этот страшный зеленый цвет скоро сменит позолота.  Зал будет восстановлен именно на 18 век, поэтому его реставрация или уже скорее реконструция ведется не по фотографиям, а по описаниям и аналогам. Результат лично меня впечатлил. Судите сами.
                  

          
           

           
              

   
Так зеленый цвет покрывается позолотой.
  
По обе стороны парадной лестницы несколько больших репрезентативных комнат, работа над которыми пока еще также не завершена.  
        
                  
Обратите внимание на потолок. В центре--оригинальная балка. Скоро она будет обшита дощечками с орнаментом.
    
     
   
Кое-где попадаются макеты с проектами интерьеров. Выглядят они очень заманчиво, будем надеяться, что так же будет и в реальности. Вот как с этой комнатой (фото выше).
             
                                 
     Дальше зала Вишневецких -- гостиничные номера, поэтому идем в направлении восточной части.
                 
             
Спускаемся по парадной лестнице, и поворачиваем направо в большую и светлую восточную галерею, известную своей трагической судьбой.
           
          
Вот по ней можно попасть в помещение княжеской часовни, которая заняла ныне почти весь корпус. Здесь пока еще тоже далеко до завершения--всюду рабочий беспорядок.
   
            
           
           
   
В общем, будем надеяться, что в конце концов часовня будет выглядеть не хуже, чем на этой старой фотографии.
   
   
Обратите внимание на правую нижнюю часть стены на фото--там показаны небольшие вертикальные отверстия в стене. Там, за стеной находится узкий длинный коридор, некогда соединявшийся с камерами в подвалах замка. По легнеде по этому коридору сопровождали узников, а отверстия в стене были сделаны, чтобы те могли послушать святую литургию, происходившую в часовне и взглянуть через маленькие щели на это святое действо.
Я помню, когда-то еще в конце 90-х, во времена санатория, я, облазивший замок от подвалов до чердаков, с огарком свечи ползал вдоль сырых осыпающихся сводов этого коридора, упирвшегося в тупик и гадал о его назначении, предполагая найти в скором времени если не сокровища, то уж точно парочку-другую скелетов, как некогда в костеле Св. Николая в Мире.
Теперь же этот коридор выглядит очень нарядно и светло.
  
 
   
   
А это те самые отверстия для узников замка Несвиж. 
  
Непосредственно за часовней насколько залов временных выставок, оформленные "скромненько и со вкусом", и еще несколько служебных неинтересных помещений. Зато дальше--корпус арсенала или оружейной. В нем уже старательно заканчивают работы--этот зал должен открыться в самое ближайшее время.
    
  
Пол выложен из маленьких деревянных дощечек. Их как раз покрывали лаком.
   
   
Ну вот собственно и все. Дальше--уже открытая ранее галерея, а еще дальше--корпуса библиотеки и архива. Напоследок я вернулся к дворцу. Дверь в бывышую сокровищницу Радзивиллов была замачиво открыта. Я отправился за сокровищами.
  
    
 
  
Жаль, но там оказались только помещения для приема туристов: кассы, киоски, скамейки, гардеробная. Никакого намека на 12 золотых апостолов :(
    
 
   
Напоследок в фондах заповедника мне показали свежие находки--старинные гаковницы периода примерно Северной войны, найденные на днях в замковом рву. Я даже подержал в руках эти тяжеленные артефакты. Надеюсь, скоро они займут свое надлежащее место в замковой оружейной.
  
     

    
     
В реставрационных мастерских, организованных при заповеднике, их почистят и подновят симпатичные девушки. В результате они станут похожи вот на эту фотографию.
      
     
Напоследок хочу сказать, что это еще далеко не окончание работ. Я даже ожидал увидеть немного больше, но оказалось, приехал немного рановато. Что ж, будет повод снова сюда наведаться, когда залы наполнятся мебелью, коврами, посудой, оружием, картинами, в общем всем тем, что было некогда при Радзивиллах. А пока, на сегодняшний день, это лишь промежутчный этап до этой серьезнейшей цели. 
* * *
 P.S.
         
 
   
....обожаю эту старую дорогу из Несвижа до Столбцов....



 </div>

Comments

( 36 комментариев — Оставить комментарий )
kiska_py6ista
20 июл, 2011 18:42 (UTC)
да...необыкновенная дорога..как сказочная
radziwill_by
21 июл, 2011 10:01 (UTC)
А как же замок?
(Анонимно)
20 июл, 2011 19:09 (UTC)
Ирина Киев
Спасибо, Андрей, очень интересно! Хотелось бы покритиковать, так как некоторые "новоделы" все же режут глаза, но критиковать - не делать, а масштабы и труд реставраторов действительно впачатлил. А простые выбеленные сводчастые залы с железными светильниками - просто сказка, и очень в моем вкусе:) Портреты, я так понимаю, заменят копиями?
radziwill_by
21 июл, 2011 10:03 (UTC)
Re: Ирина Киев
Да Ирина, сами реставраторы признаются в своих недочетах, но я надеюсь, это только 1 этап, со временем все оплошности исправят. Может я оптимист?)) Портреты обещают ОРИГИНАЛЫ из музеев! Права их надо еще отвоевать, чем сейчас и занимается заповедник :) Копии по идее должны быть только тех картин, которые находятся в Польше.
radziwill_by
21 июл, 2011 10:05 (UTC)
Кстати, конструктивная критика привествуется! Я тоже отнюдь не дифирамбы пою, и мне было бы интересно ваше мнение, и вобще живое обсуждение. Я в общем для этого и сделал фото.
(Анонимно)
21 июл, 2011 20:01 (UTC)
Ирина Киев
Я больше люблю хвалить, но раз Вы настаиваете...:) Очень резанула своей дешевизной и резким контрастом с окружающей обстановкой сосновая лестница - вот почему бы не сделать хотя бы имитацию "под дуб"? И желтая китайская плитка крупным планом.. но потом я прочитала, что это вход в ресторан. Так что не страшно - года через два точно заменят:) Ну а выедающую глаза новизну скоро скроет пыль.. :) А так по фото впечатления замечательные, молодцы! А теперь пожелания. Лично меня как матерого туриста, конечно, волнует экспозиция (но тут действительно, только время и договоренности), но не меньше - дух замка и местности, наличие комфортабельной гостиницы и вкусной еды в ресторане (надеюсь, меню будет под интерьер?). Хотелось бы еще библиотеку - полистать, почитать...А если еще при замке будет костюмерная и возможность художественного фото в интерьерах (можно же неплохо зарабатывать!), то лично я в Несвиж точно доберусь:)
radziwill_by
22 июл, 2011 12:04 (UTC)
Re: Ирина Киев
Спасибо за ваше мнение Ирина! :) Я полностью согласенс предложениями. Правда насчет библиотеки почитать там вряд ли что получится--книги это только муляжи, может если только сделают что то в электронном виде...а так идей много, вопрос в их реализации. Думаю, со временем постепенно все они будут рассмотрены очень тщательно, тем более, что руководство замка к ним прислушивается, другое дело, что пока эта суматоха с открытием и первоочередными даже строительными работами. А уж экспозиция...дело будущего, это никто не отрицает...
(Анонимно)
22 июл, 2011 08:23 (UTC)
Эх, Андрей, Андрей, ну всё-таки не смог не присочинить. :) И где это родной паркет в Каминном зале???? А зал арсенала откроют не так скоро, как у тебя написано.
Ну ладно, главное это то что люди хоть примерно увидят, как работают рестовраторы. А то мнения о их работе все составляют только из мифических рассказов "очевидцев", мол ничего не делают, тянут время.. На этих фотоснимках обыватель имеет возможность визуально видеть залы "до" и "после", а также во время реставрации.
И ещё, ну не смог удержаться... Какие 10 лет реставрации??? Запоминай - санаторий был закрыт указом АГЛ в 2001 году, пожар 2002 год (декабрь), а реставрация начата в 2004 году. Ну вроде, никого не обидел и тебя пожурил!:):):)
Удачи!
radziwill_by
22 июл, 2011 12:17 (UTC)
К сожалению, Вы не подписались, так что не знаю, как к вам обращаться. Сразу хочу заметить, что мой рассказ посетителя отнюдь не претендует на историческую справку, поэтому некоторые неточности в датах здесь допускаются.Это всего лишь фотографии с подписями. Была бы статья--другое дело. Я помню, что работал с Бачковым над историческими исследованиями еще в 2001 кажется году, посему для меня работы по реставрации начались именно с этого времени. С полом каминного зала опять же--это всего лишь визуально по фото, писал бы я статью в журнал или отчет, то навел бы справки наверняка. Вот насчет пожара благодарю-я всегда путаю эту дату. Ну а в целом, рад, что вам понравилось.
moussorine
22 июл, 2011 14:51 (UTC)
Дзякуй за шыкоўную фотаэкскурсію!
radziwill_by
22 июл, 2011 15:42 (UTC)
Калі ласка, добра, што спадабалася!
azarkinm
22 июл, 2011 16:31 (UTC)
дзякуй за фоткі. яшчэ раз упэўнілі што туды варта з'ездзіць як толькі будуць адчынены залі новыя. І спадзяюся, што з мэбляй аднтуражам усё будзе выглядаць яшчэ больш прыгажэй. Але нават і за гэта сэрца радуецца, бо ўсё ж такі аднавілі.
radziwill_by
29 июл, 2011 08:35 (UTC)
Дзякую за добры водгук:)
(Удалённый комментарий)
radziwill_by
29 июл, 2011 08:35 (UTC)
Калі б я ведаў, як тую кнопачку зрабіць
mitrander
23 июл, 2011 20:25 (UTC)
Дзякуй за цудоўны рэпартаж ! Можаце дадаць кнопачку repost ? Было б добра распаўсюдзіць Вас...
Аришка Чебанова
24 июл, 2011 11:33 (UTC)
Скажите пожалуйста,а какие залы открыты для посетителей на данный момент?
И в будущем будут ли те,что показаны на фото,доступны нам,простым смертным?:)

И ещё вопрос:вы были в замке во времена санатория...В каком состоянии он был?Ведь перед началом реставрации замок разваливался по частям..Или это произошло из-за последнего пожара?

P.S. Спасибо огромное за отчёт,очень интересно и интригующе
radziwill_by
29 июл, 2011 08:34 (UTC)
Пожалста, сейчас открыты две галереи и библиотека посередине, т.е. только комплекс въездной части замка. А в будущем, конечно все откроется, что-то раньше, что-то позже, но большое открытие состоится уже до 1 сентября, хотя наверняка никто сказать не может...Что касается санатория, ну все конечно было по-другому...не знаю как описать, типичный совковый санаторий, к тому же в стадии упадка, но было в нем что-то...заставлявшее снова и снова приезжать туда на недельку отдохнуть..сложно описать, я все хоу сделать рубрику на сайте, посвященную санаторию, так ведь столько всего произошло....есть что вспомнить:) А состояние и правда было аварийное накануне реставрации, там капитального ремонта не было со времен Марии де Кастеллян...пожар только привлек общественное мнение к замку, стоявшему в полнейшем забвении в тот год...немного об этом есть в моей записи http://radziwill-by.livejournal.com/3753.html (снизу)
(Удалённый комментарий)
radziwill_by
29 июл, 2011 08:24 (UTC)
Вот видите:) Значит и в этом зале есть часть вашего труда:) Поздравляю!
veldria
27 июл, 2011 14:50 (UTC)
Великолепный отчет! Еще больше скучаю по родному городу...
Я была в замке в 2006м, когда все было намного плачевнее, но очень зацепило тогда распятие в подвале, которое не покрывала ни одна краска. Что-то про него известно?
radziwill_by
29 июл, 2011 08:20 (UTC)
Да, вы знаете, 2006 год это не 2002 через день после пожара, так что вам еще более-менее повезло, если можно так выразится:) А вот о "распятии" я сам все хочу написать в разделе "неразгаданные тайны замка" . Думаю, однако, что об этом явлении мне известно не более, чем вам:) Но как вы туда попали-то)?
plaschinsky
1 авг, 2011 01:48 (UTC)
Спасибо большое за репортаж, посмотрел с большим удовольствием! Тем более, что в своей последний приезд в Несвиж в июне 2011-го удалось заснять только недавно открытые залы, но ничего секретного :)

Буду рад, если Вы сошлетесь на мой ЖЖ, откуда брали некоторые фотографии: http://plaschinsky.livejournal.com/105291.html
radziwill_by
1 авг, 2011 10:26 (UTC)
Конечно, ссылочку проставлю, тем более, что Ваши фото--пожалуй единственные в сети, иллюстрирующие промежуточный этап реставрации.
plaschinsky
1 авг, 2011 10:53 (UTC)
Спасибо! В тот раз (январь 2009) слава Богу, что удалось без последствий пройти мимо охраны. Правда, назад пришлось возвращаться по холму с юго-восточной стороны замка :)

Кстати, Вам не кажется, что строители не слишком внимательно отнеслись к росписям? У меня такое ощущение, что здесь (http://radziwill.by/images/stories/Livejournal/vnutri/vnutri34.jpg)при установке перекрытий их просто сорвали, и поэтому сейчас (http://radziwill.by/images/stories/Livejournal/vnutri/vnutri33.jpg)как раз на тех местах отсутствуют изображения (в частности, над дверьми).
radziwill_by
1 авг, 2011 12:17 (UTC)
Да, я обратил внимания. Дело в том, что как я понял, во многих местах
реставрация велась по принципу: сняли, сделали, поставили на место.
Это касается и росписей и отделки и лепнины и паркета...так что в этом
случае также хочется на это надеяться. Что их вернут на место.
(Анонимно)
10 авг, 2011 06:34 (UTC)
А, што гэта за прыстасаванні з надпісамі Seat? Напрыклад у каміннай зале.Сістэмы вентылявання? Няўжо іх пакінуць пасля адкрыцця? Ні ў адным замку Еўропы падобнага не бачыў.
radziwill_by
10 авг, 2011 07:09 (UTC)
Спадзяюся, iх замаскiруюць, гэтыя кандыцыянеры, як у нармалевых замках, у iншым выпадку яны будуць выглядаць сапраўды недарэчна.
(Анонимно)
12 авг, 2011 18:09 (UTC)
biala podlaska
molodec andrej. metek i wowa.
(Анонимно)
19 сент, 2011 11:19 (UTC)
Только что вернулась из Несвижа(экскурсия).Информация Интернета гораздо интереснее,чем всё,что слушала там.Первое,что хотелось найти дополнительно "Радзивилы сегодня".С этим OK! Но и очень интересно "Замок времён санатория". Так ничего и не нашла! Я так и не поняла- для КГБ под видом «Межколхоздравница»....??? Рада, что вы планируете эту страничку ... Удачи!
radziwill_by
19 сент, 2011 11:37 (UTC)
Нет, вы не совсем поняли. С конца войны он принадлежал 4 - му Главному Управлению кажется до конца 80-хх, вот тогда в нем и отдыхали "непростые смертные". Затем до 2000 года уже--"колхозздравнице, и на то время там уже отдыхали товарищи попроще... ) Страничка же о санатории только в планах--боюсь меня затопчут ногами за "любовь к совдепу:)" хотя, это просто способ восстановить еще один, я бы сказал очень интимный для лично меня этап жизни замка.....
(Анонимно)
19 сент, 2011 12:05 (UTC)
...ещё бы Ваша любовь к этому замку передалась экскурсоводам ... нам достался "автомат быстрого питания" = мастер скороговорок. СПАСИБО огромное за страницы, а то "национальную гордость" из пальца высасываем.... а хочется :::(((
radziwill_by
19 сент, 2011 12:16 (UTC)
К сожалению, для большинства экскурсоводов--рассказывать о замке--просто работа, которую делают уже на "автомате", без души. А вы экскурсовода из замка заказывали или из Минска брали?
(Анонимно)
19 сент, 2011 12:29 (UTC)
Экскурсовод была милая молодая девушка из Несвижа,но почему-то вспомнились пожилые тётушки с горящими глазами... хотя,конечно,это мелочь и очень субъективно.
radziwill_by
20 сент, 2011 11:19 (UTC)
Ааа милая молодая девушка...тогда понятно, что она пока еще мало что там знает:)
pryshyvalka
10 окт, 2011 06:57 (UTC)
гэта цудоўна! дзякуй вам вялікі за здымкі!
(Анонимно)
7 дек, 2011 18:43 (UTC)
ах, жаль замок отреставрировали, а у меня с замки с одной из комнат двери остались и оригинальная цепь- которая висела на тумбах что на мостах...досталось по наследству...
radziwill_by
13 дек, 2011 14:07 (UTC)
Так что же вы не обратились в заповедник? Продайте хоть им, если так отдавать не хотите
( 36 комментариев — Оставить комментарий )